Несколько российских энергетических проектов в Европе были выведены из под действия новых санкций США в результате усилий Евросоюза, рассказал постпред России при ЕС Владимир Чижов в интервью радио Sputnik. В частности, действия дипломатов ЕС изменили слово «должен» (президент США предпринимать ответные шаги) на слово «может». Также была повышена планка участия России в международных энергопроектах с 10 до 33%.
Что касается проектов, которые могли быть выведены из под санкций США с подачи ЕС, то таких проектов очень много. На самом деле в ЕС уже достаточно хорошо разобрались в том, что последние санкции направлены на самом деле не против России, в основном это ограничения которые снижают конкурентоспособность европейской промышленности по отношению к США. То есть это некоторый вариант недобросовестной конкуренции, об этом достаточно много говорили руководители, в том числе Германии и Франции. Сейчас это тема для политиков ведущих стран ЕС, не еврокомиссаров, которые в Брюсселе, а тех, кто руководит странами, потому что они собственно отвечают перед своими избирателями и в значительно более высокой степени чувствительны к ограничениям, которые бьют по промышленности крупнейших стран Европы.
Это неприятная ситуация. Самыми важными являются ограничения, которые американцы пытаются ввести против маршрутов поставок газа в обход Украины, это и «Северный поток — 2», это и полная загрузка OPAL для «Северного потока — 1», это и ограничения по «Турецкому потоку», которые не позволяют третью и четвертую нитку строить.
Дело в том, что газотранспортная система Украины, независимо от того, какие политические действия происходят, выходит из строя, ее не финансируют в достаточном объеме уже три года, и в этой ситуации инспекционные группы, которые приезжают из крупнейших компаний Европы, дают все более и более мрачные прогнозы. Была вынуждена и украинская сторона признать, что ГТС находится на последнем дыхании и что они не могут гарантировать транзит.
В этой ситуации поставки газа в обход Украины остаются важнейшей темой для европейцев, потому что российский газ намного дешевле любого другого. В этой ситуации конкурентоспособность европейской промышленности в значительной мере обеспечивается низкими ценами на энергоносители.
Что касается самих санкций, то там есть такие ограничения, которые вызывают просто смех на самом деле, потому что ограничивать передачу России технологий добычи углеводородного сырья на шельфе Арктических морей может только глубокий неспециалист, потому что таких технологий не существует в природе, ни у нас, ни у американцев.
Мы создали два крупнейших научных центра, которые должны заниматься разработкой таких технологий, да американские нефтяные компании хотели бы в этом участвовать, но санкции не дают им этого делать.
Что касается ограничений, связанных с так называемыми технологиями добычи сланцевого газа и сланцевой нефти. В СССР эти технологии были разработаны, однако была потеряна промышленность, которая производила это оборудование, сейчас она восстанавливается и уже практически восстановлена. По бурению горизонтальных скважин, необходимых для добычи сланцевой нефти, мы твердо занимаем первое место в мире. Если внимательно пройтись по списку ограничений, они оказываются очень сильно надуманными.
Надо сказать, что сами эти санкции принесли России огромную пользу. У нас известно, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Так вот гром грянул, и мы стали более серьезно относится к своему сельскому хозяйству, к своей промышленности, кадрам, которые этим занимаются. Восстанавливаются все отрасли промышленности, которые у нас были заброшены из-за международной кооперации так называемой. Например, почти полностью восстановлено производство катализаторов для переработки нефти.
|