Многие сырьевые страны изгоняют со своего рынка западные компании - а платят за это потребители
На сырьевых рынках цена на нефть бьет один рекорд за другим. Для нефтяной отрасли это повод для праздника. Сырьевой бум набивает кассы этой отрасли деньгами. Однако у британского нефтяного гиганта BP мало поводов для радости: важное для концерна совместное предприятие ТНК-BP в России находится на краю гибели. Российские власти начали следствие в отношении компании в связи с неуплатой налогов и промышленным шпионажем. Российские собственники совместного предприятия, миллардеры Михаил Фридман, Виктор Вексельберг и Леонид Блаватник хотят убрать с дороги британского главу компании. Многое говорит в пользу того, что все это является предлогом для изгнания нефтяного концерна из России.
Эта игра не новость: в прошлом в Москве всегда находились поводы для того, чтобы разорвать уже подписанные контракты с западными энергетическими компаниями. Так, например, концерн Shell был вынужден уступить свой контрольный пакет акций в нефтегазовом проекте "Сахалин-2". Подконтрольные Кремлю конкуренты "Газпром" или "Роснефть" всегда готовы занять освободившееся место. Но в этом вопросе Россия не представляет собой исключение: конфликт вокруг ТНК-BP - лишь одна из граней глобального покера, где ставка - раздел сырьевых богатств. Промышленно-развитые государства бессильно взирают на то, как их компании во многих добывающих странах отгоняют от нефтяных и газовых месторождений.
В то время как нефтяные гиганты, такие, как ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, Conoco и Total, еще в 1960-е годы контролировали 85% мировых запасов нефти, сегодня картина резко изменилась. Сейчас они имеют прямой доступ только к 16% резервов или около того. Примерно 80% при этом находится в руках государственных компаний в добывающих странах. На первый взгляд это может выглядеть как успех в обретении независимости некогда находящихся в экономической кабале поставщиков сырья. Благодаря гигантским ценам на нефть и газ России удалось преодолеть политические унижения, имевшие место после поражения в холодной войне. Запад заискивает перед иранским режимом. И "красный" президент Венесуэды Уго Чавес может позиционировать себя как антиколониальный освободитель.
Однако для международного нефтеобеспечения новый энергетический национализм оборачивается катастрофой. Доход от экспорта нефти, который становится для добывающих стран на фоне сырьевого бума миллиардным выигрышем в лотерею, в редких случаях идет на рациональные с точки зрения экономики цели. И уж конечно, эти деньги не идут на модернизацию национальной нефтяной промышленности, в результате чего неэффективные государственные компании не поспевают за поставленными перед ними целями. Дело доходит до систематических сбоев в добыче, не говоря уж об экологическом вреде. И в Венесуэле ситуация в этой связи не отличается от российской. Повсеместно деньги оседают в коррумпированных ведомствах, а вместо рыночной экономики царит кумовство.
За неэффективный менеджмент государственных нефтяных компании вынуждены платить потребители. В самих добывающих странах сложилась противоестественная ситуация: несмотря на высоких доход от экспорта сырья, население многих стран ОПЕК беднее, чем 30 лет назад. Нефтедоллары нередко идут на проекты по повышению престижа или же оседают в карманах сомнительных олигархов, которые на них преобретают себе шикарные виллы где-нибудь в Лондоне или Ницце.
Так возник капитализм-рантье, который существует для удовлетворения потребностей небольшой группы политической и экономической элиты.
В случае если концерн ТНК-BP будет хладнокровно отнят у его британского совладельца, это станет очередным доказательством нездоровой тенденции: Кремль использует свой потенциал шантажа для того, чтобы заново поделить сырьевое богатство страны между собственными любимцами. Не стоит ждать смены курса и от нового президента Дмитрия Медведева, поскольку он находится в плену у силовых структур Кремля. Конфликт свидетельствует о том, что Россия не являтеся надежным партнером в международном энергетическом бизнесе. Поэтому случай ТНК-BP должен стать предостережением для немецких предпринимателей и политиков. Наивная вера в беспроблемное партнерство с Москвой - плохой советчик для того, чтобы гарантировать надежное обеспечение энергией как Германии, так и Европы в целом.
|