В 1957 году на заводе «Маяк» в Челябинской области взорвалась ёмкость с радиоактивными отходами, загрязнив большую площадь. До начала 1990-х годов информация о катастрофе и загрязнениях была засекречена. Сброс стронция и других радиоактивных веществ с завода в пруды, из которых они попадают в реку Теча, продолжается до сих пор. Недавно «Маяк» объявил о расширении диапазона переработки ядерного топлива. Это может означать, что увеличится и загрязнение окружающей среды, отмечает Гринпис России.
Но безответственность атомщиков не осталась в прошлом. Прямо сейчас на Балтийском заводе, недалеко от центра Санкт-Петербурга, могут быть загружены ядерным топливом и запущены два реактора экспериментальной плавучей АЭС. Гринпис России выступает против этих безответственных планов.
Накануне годовщины чернобыльской катастрофы позицию Гринпис России поддержали и ликвидаторы Чернобыля.
«Мы категорически против плавучей АЭС в центре города, потому что все может случиться, хватит нам одной ЛАЭС в Сосновом Бору, кстати, аналогичной Чернобыльской», — заявил Василий Найда, председатель петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России. С ним согласился и Евгений Фролов, председатель отделения Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» Выборгского района. Фролов вспомнил, что после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году «никто людям не говорил правду, боялись паники».
И Найда, и Фролов, и другие ликвидаторы подписывали тогда документы, что в течение 25 лет они не будут разглашать ничего из того, что они увидели и узнали во время ликвидации аварии. Из этого собирались сделать тайну. «Хорошо, что в 1991 году была объявлена гласность и сейчас мы должны озвучивать всю правду», — сказал Фролов.
Любой инцидент в густонаселённом городе, всего в 2 км от Исаакиевского собора, может иметь трагические последствия. После Чернобыля была введена норма, по которой любую атомную электростанцию нельзя строить ближе чем на 100 км от города с населением более 2 миллионов жителей, однако в 2014 году она была отменена.
Кроме того, эксперты Гринпис России считают, что заправка топлива и запуск реактора попросту незаконны, ведь у атомщиков нет лицензии на эксплуатацию плавучей АЭС. Тем не менее, Ростехнадзор недавно ответил Гринпис России, что вопрос загрузки топлива и запуска реактора находятся вне их компетенции.
Это говорит о том, что атомная отрасль уже забывает уроки Чернобыля, хотя люди на загрязнённых территориях в 14 регионах России всё ещё испытывают на себе последствия радиационной катастрофы.
|